Внимание — это наркотик

Anatoli Babenia
9 min readMay 5, 2021

--

Это не было понятно 20 лет назад, и мало кому понятно сейчас

20 лет назад мне было, что называется “don’t give a F..” на всё, что происходило вокруг. Мир был прекрасен, несмотря на свою дистопичность по сегодняшним меркам — отсутствие дорог, дым и бычки в коридорах универа, денег, которых хватало на бутылку пива, а если повезёт, то на две и батон. Рождённый один в семье, я открывал для себя сети.. и на этом принудительно закончу про себя любимого. Потом что так работает этот наркотик — он невидим, а тут раз раз и я уже купаюсь в лучах эйфории от придуманной картиный собственной важности. Речь не обо мне сейчас. Пока писать постмортем. Не только про меня. Уж простите, но буду говорить за всю сеть. Может не очень большую, но сколько то человек, которых знаю лично в ней набёрется.

Итак, 20 лет назад было всё равно. Интернет только появлялся, никто не знал как что работает, и авторитетов, который с умным видом впаривали всякую чушь было мало. Как минимум они тусили в другой песочнице, а не ошивались около контор торгующих комплектухой. Кто-то из моих школьных друзей однако уже успел вкусить… Да что ж такое то, будет фокус в этой жизни или нет.

Представьте себе, что внимание — это не просто наркотик, а сильнейший наркотик, и стимулятор, благодаря которому люди могут вкалывать по выходным, лишаться девственности, проводить по четыре часа в день монотонно дёргая струну на басухе, болтать в микрофон 7 часов без перерыва, пока не отсохнет горло, ковид и все другие важные органы, а потом через две недели наступает принудительное совещание с начальством, с подписанным соглашение о перегорании. Кто-то, правда, выбирает работу, где доза внимания постоянно поддерживается на нужном уровне. Но таких немного, да и не платят им ничего. Возьмите свою отечественную киноиндустрию — наверняка вы знаете этих талантливых актрис, режиссёров.. хотя нет — там все только режиссёры, которые когда нибудь снимут свой фильм, а сейчас работают за орешки. Почему? Потому что наркота даром.

В Голливуде и Лос Анжелесе есть много другой наркоты, и изобрели её давно. Я не буду гнаться за вниманием и рыть тут даты. Я буду бороться со своей зависимостью ленью и невежеством. Так бы я сказал вам кто и когда придумал LSD и что стало с очень известными в те года личностями, которые его попробовали. Хинт — ушли на пике карьеры выращивать детей и грядки. К чему я это? К тому, что при таком изобилии веществ, наркоманам уже не надо было гоняться за этими старомодными способами удовлетворения себя, и в результате освободилось место для экспериментаторов, для тех, кому было интересно не быть крутым, а разбираться, экспериментировать, творить. Быстрый чек на наркоту —если ты мечтаешь сделать что-то своё, то я тебя поздравляю — ты зависим. :D Есть большая разница между тем, чтобы сделать что-то крутом и сделать что-то своё. Если ты хочешь сделать что-то крутое, то мысль о том, что кто-то уже это крутое делает не должна тебя так расстраивать, а наоборот должна восхищать, заставлять писать резюме и бежать быстрее продавать деривативы, или что там у тебя бабушка в биткойнах оставила, чтобы присоединиться к этим замечательным людям. Потом что в одиночку крутые штуки уже не делают. Взять хотя бы автомобиль. Но нет, хочу своё хоть ты тресни — мы все сидим на этом, и я, наркоман со стажем, вещаю о том, куда нас это всё завело и что с этим делать. Про гуманизм.

Ух ты чёрт, открыл педивикию, и оказывается.. в русском полная потеря смысла в политике, потому что слова policy и politics никак не разделяются. Policy — это концепции и правила решения проблем. Politics — борьба наркоманов за дозняк. Но здесь ещё и полная потеря смысла в гуманитарщине. Оказывается есть https://en.wikipedia.org/wiki/Humanitarianism посвящённый решению конфликтов, про который я решил накатать, и https://en.wikipedia.org/wiki/Humanism про то, что люди тут самые крутые. Наверняка тот, кто это придумал, испытывал эйфорию от причисления себя к рангу крутых. Прекрасный наркотик. Политику упомянул, гуманитариев, которые не гуманитарианцы, упомянул, но ещё тут как раз к месту упомянуть причисления себя к лику святых, к отряду анонимусов, к борцам за правое (или левое) дело, к секте, группе, отряду, флагу, и т.д. и т.п. Человеческий мозг поистине богат на то, как запутать гормональные системы организма, чтобы получить завещанный дозняк. Даже если это короткое замыкание в черепушке. Но организм не дурак, и оставил себе предохранители в виде наблюдения за остальными, поэтому чтобы его обманывать надо ещё храмы строить и всякие такие сооружения. Поэтому, кстати, храмы в городе неэффективно работают. Вот пришла пара в храм такой на праздник святой, и выходит — уже жена мужа ругает, потому что макдональдс, банк и супермаркет с голыми девками прямо напротив. Вот и стараются храмы отхапать кусочек парка себе, своего, чтобы организм не видел вот этого всего. Жаль только, что парков в городе мало, и парень, который четыре часа в день струну дёргал на басухе, ведь тоже достаточно смирением карму отработал, чтобы что-нибудь зелёное и солнечное на открытом воздухе для людей сыграть.

Вроде всем досталось. Но нет — остались учёные и опенсурц разработчики. Можно было бы сказать, что здесь наконец-то победа разума над организмом, но она оказалось не вечной, или как говорится — non sustainable. Учёные придумали просто делить наркотой — вниманием, прописывая его в титрах. В open source это прописывается тупо в истории кода, но ещё можно добавить лицензию, или отказ от неё, чтобы код скопировало как можно большее количество людей. Правда, последствия очень драматичные, хотя в open source это просто видно, а в компаниях не видно — если ты очень крут, то ты не может вот так вот взять и бросить всех тех, кто пользуется твоим продуктом. Потому что внимание — это наркотик. Я думал почему люди боятся выкладывать свой код в опенсурц. Потом что боятся, что это последний шанс, что их загнобят и всё, тогда совсем-совсем, никогда-никогда никакого “алкоголя”. Кто ж на это пойдёт без принудительной рекомендации врачиков.

Не удержался от графоманьячества. Прасцице. Автор со стажем почикал бы всё выше после фразы “Человеческий мозг поистине богат на то, как запутать гормональные системы организма, чтобы получить завещанный дозняк.”.

Человеческий мозг поистине богат на то, как запутать гормональные системы организма, чтобы получить завещанный дозняк. Дозняк невидимого, неощутимого наркотика внимание. Некоторый интроверты типа меня настолько в этом преуспели, что могут эмулировать истории жизни у себя в голове, переживать их, и получать весь спектр эмоции от этих мечт, снов, воображений — в английском я бы сказал одним словом— dreams. Всё жто не вылезая из кровати. Какие там отношения, работа, публичные выступления, встречи. Жалкое подобие левой руки, если провести аналогию. Но без денег в этом мире никуда, поэтому я здесь, решаю проблему, как вернуться в свою пещеру, и как-нибудь не выпилиться по дороге от недостатка еды или холодильнике для оной. Вдохнул, выдохнул. Потом выпилю весь шлак из текста, но, конечно, было бы круто, если бы кто-то избавившийся от зависимости, и узревший ценности в этом писании, смог своей филигранной рукой очистить их от грязных и порочных словоблудий, и придать им отделку, которая заставит восхищаться, обращать (опять таки) внимание и наносить непоправимую пользу всему живому на земле (через гуманитарианистов конечно же) на пути дальше. Ради такой цели я даже отказываюсь от копирайтов на этот текст. Хотя кого я обманываю - наркоман со стажем знает как работает гугол, и какая дата будет у первоисточника. Но тем не менее, я буду рад. Польщён. Что МОЙ (о боже) текст принёс кому-то пользу, и скрутка из нейронов в моей голове заискриться и заставит свернуться калачиком под пушистым одеяльцем, закрыть глазики и ещё чуть-чуть помечатать..

Хватит. Пора к делу. Добавлю эйджизм в уравнение. Как-то жена гугла Твентя Фридман сказала мне, что у меня есть риск потери мышечной массы, а она вроде норм гадалка. Скуртка нейронов с меткой “паранойя” легко перевела фразу в “я не хочу тебе говорить прямо, но вообще я имела в виду не только бицепсы, но и мозг”. Это я решил как-то подвести к эйджизму, который гласить, что с годами люди становятся уже не те. И как бы всем это очевидно, что люди с годами эти годы скрывают, но есть один ньюанс.

Мозг теряет до 5% в год. Люди становятся тупее с возрастом. Извинице. Курпатов об этом говорит. Всякие учёные об этом говорят. С этим невозможно спать. Поэтому проще игнорить. Я уже достаточно ленив и туп, чтобы искать пруфлинки, поэтому не буду сбиваться с мысли, раз уже всё равно завёл её чёрт знает куда. Представьте, это как с вашей коллекции фоточек будут пропадать рандомно файлики, потому что места нет на диске. Что останется? Те кадры, которых было больше. Те, которые цепляли, хорошие о плохие. Одни люди автоматом складывают страхи. Другие— позитивные эмоции. Кто-то не складывает ничего и форматирует веник алкоголем каждую пятницу. Чтобы с понедельника на работу как в первый раз. Ностальгия.. Может уже и не осталось нас таких, динозавров. Пост-мортем же пишу, помните.

Итак, мы — наркоманы. Признайте это. 20 лет с этим жили и ничего не знали, но, возможно, подозревали. Первый свой дозняк я получил 10 лет назад, и с тех пор я делал много экспериментов над людьми. Апогеем должна была случиться самоорганизованная конференция про людей, но девчонки не выдержали и сделали всё сами, своё, за деньги, с суперзвёздами и фоточкой с обезьянкой — тоже ведь дозняк рядом с личностью из телекапосветиться. Огого какой. Может и с ютубом так работает. Не могу не писать про себя любимого. Это просто клиника какая-то. А вот Клинику Хейли дочитать надо бы — два месяца в пот почти от каждой главы бросает. Я тут эксперименты по образу и подобию над другими ставлю, 10 лет трачу, а этот взял и описал всё про людей.

Вы наркоман с 20 летним стажем. Вы откажетесь от наркоты? Которой не видно, которую не ощущаешь, которая повсюду? Вопрос риторический — нет. Вы слишком слабы. Я слишком слаб. Вы от меня ничем не отличаетесь. Я сижу вот здесь пишу этот текст ощущая его важность, и это моё публичное выступление. Я предпочитаю не видеть публики, чтобы не разрушать иллюзию, ведь если я дозняк не получу, то я стану злиться, людям будет казаться, что я оскорбляю, троллю, да и иногда самому потом не хочется эти чаты открывать. Я на всё больше и больше поглощён процессом, как не потерять источник дозы. Мысль о том, что он может прекратиться не просто пугает, она не существует. Решение принято. Внимание — это моя жизнь, говорит наркоман. Да, вначале пути я ещё приносил пользу. Кроткость, шутки, выслушать, впитать, предложить что-то круче, поиграться. Чтобы получить свою часть. Свою часть, а не дозу. Внимание было инструментом. Тем, что объединяло. Как и алгоколь до того, как кореша стали объединяться, чтобы выпить, а не выпивать, чтобы объединяться.

20 лет 20% мозга было занято добычей наркоты под названием внимание. Параллельно мозг складывал картинки картинки того, что хорошо, и что плохо. И в какой-то момент мозг начал свой 5% путь. Кризис говорят. Когда что-то удаляется и ты растерян и не знаешь, что происходит. У тех, кто до 40 не выпилился, вырабатывается инструмент зачистки места без последствий. Главное хорошо спать и быть привязанным к реальному миру, не терять контакта с природой. Совет от доктора наркомана. Доктор надеялся, что AI/ML дорастёт до уровня девайсов, которые позволят ему хранить всякие редко используемые куски нейросети, типа математики или там как считать налоги. Но это опять история по меня. А нужно всё как есть про всех.

20 лет, по 5% в год. 20*5 = 100%. Т.е. за 20 лет теряется 100% мозга. Вот что происходит с теми, кому влом поинтересоваться тем, как считать цифры и пройти курс 1–4 классы по математике на Khan Academy (я крутой, прошёл). Но 100% мозга ещё никто не потерял за 20 лет, поэтому либо учёные не то намеряли, либо с математикой не то. Математически я это не решу, а вот скриптец на питоне легко.

mozg = 100                 # начинаем со 100% мозгаfor year in range(20):     # возьмём каждый из 20 годков
mozg = mozg - mozg * 0.05 # отнимаем от мозга 5% каждый год
print(mozg) # делаем тест на IQ

Открываем https://www.python.org/shell/ Делаем Ctrl+C Ctrl+V и получаем 35.848592240854224% оставшегося мозга через 20 лет. При этом 20% из этих 36 всё ещё заняты хайпожорством, т.е. сохранением источника наркоты во что бы то ни стало, оставляя 16% на хранение фоточек, нудную работу, еду и игры на свежем воздухе. Причём, если наркотик внимание требует больше ресурсов, то всё остальное, включая еду идёт лесом. Т.к. работа является источником получения внимания, а не как у финских лесорубов (без феи редктора пруфлинков), то она по приоритету выстраивается в цепочку выше еды, и вообще как источник внимания. Лишение работы становится эквивалентом лишения наркоты, и жуткой ломки. Это чувство или сильнее страха смерти, или на него прямо завязано очерендой скруточкой в нейросети.

Это всё про людей. Про меня, про тебя, вас. Невидимая наркота внимание присутствует в каждом из нас. Те, кто был на сцене могут завидовать тем, кто выступает. Те, кто долго без внимания, спиваются, находят утешение в онлайн играх, меняют профессию, уезжают растить детей и огород, чтобы не напоминать себе о прошлом, не сравнивать, и не испывать ломки.

Прониклись, посочувствовали самому себе, что родились человеком? Быть человеком не просто, и это не я сказал, а буддийский монах. Человек, у которого вообще всё хорошо и внутри и снаружи. Молодцы. Можете похвалить себя. Вам открыт путь к исцелению. Ступить на него — это выбор. Буддийский монах бы сказал — выбор через спокойное, чистое, и ясное сознание.. Но я не монах, и вы, сомневаюсь, что монашите. Поэтому я скажу так — у наркоманского мозга нет выбора, найдётся куча отмаз в скрутках нейросети, которые оправдают любое действие, лишь бы вновь испытать дозняк. Мы все слабы. Никто из стремившихся и прошедший через сверхвысокую дозу внимания не способен от неё отказаться. Это всегда ломка. Только очень сильный человек может через неё пройти. А с 36% мозга мы все становимся слабыми. Как бы не выпячивали себя на публичке. Если челочек решил стать на этот путь, если ему хватило силы хотя бы признать, что он забирает “внимание как инструмент” у других, у тех, кто должен уже сейчас учиться управлять им, чтобы делать что-то не своё, а вместе, то надо дать этому человеку поддержку. Как себе.

--

--